Теперь по вторникам в поезде у меня масса времени для чтения. Два с половиной часа туда, столько же обратно - вот я и осилила, например, Грасский дневник Галины Кузнецовой о буднях Ивана Бунина в эмиграции на Лазурке с 1927 по 1933 годы. Пейзажи и окрестности Грасса рассказаны так поэтично, что захотелось все бросить и проехать по бунинским местам.
Где-то посреди дневника, в 1931 году, автор упоминает чтение "Дневника" Кэтрин Мэнсфилд, из которого она выписала в свой "Грасский" дневник понравившиеся цитаты. И так интересно выписала, что я немедленно погуглила.
Оказалось, Кэтрин Мэнсфилд новозеландский новеллист, мастер короткого рассказа и мельком схваченных мгновений, с интересно выписанными характерами и наблюдениями. Официально ее наследие, в том числе Дневник, на русский не переведено. Но несколько рассказов, переведенных добрыми энтузиастами, в интернете есть.
В рассказах Мэнсфилд я как будто заново перечитала мой любимый настольный сборник, купленный еще в студенческие годы и зачитанный до дыр наизусть - "Новелла серебряного века". Просто удивительная схожесть жанра, настроения, структуры. Только наши серебряные более мистические, фантазийные. У Мэнсфилд больше реализм. Tолстая книга полного собрания рассказов мелким шрифтом на папиросной бумаге найдена в недрах лондонского книжного магазина. А дневников нет, давно не издавались. В интернете найти пока не могу.

Из книги новелл русских (вдруг кто ищет читать что-то компактное) мои любимые, открывшие целый мир:
Михаил Кузмин - Забытый параграф; Петин вечер; Двое и трое; Завтра будет хорошая погода
Юрий Слезкин - Полина-печальная; Астры (очень хорошо)
ГеоргийЧулков - Морская царевна; Голос из могилы
Федор Сологуб - Рождественский мальчик; Призывающий зверя (здесь автор хорошо покурил чего-то, они вообще все регулярно что-то курили, судя по содержанию), Белая собака (тоже покурил); Путь в Дамаск.
И наконец самые самые, перечитанные на ночь, зачитанные до дыр, и каждый раз как будто первый раз читаю -
Зинаида Гиппиус:
"Яблони цветут" (здорово),
"Вымысел" (захватывающе)
и особенно -
"Слишком ранние", рассказ в форме переписки главных героев, я его сразу не раскусила, перечитывала несколько раз, и когда распробовала, не могла остановиться.
