Masha Sharova (farbys) wrote,
Masha Sharova
farbys

Category:

Красивые медленные пьесы для фортепиано с легкой левой рукой

Представим, что двое взрослых учащихся разберут на фортепиано одну и ту же пьесу и сыграют ее без ошибок в тексте. Один из них начал заниматься скажем четыре года назад. Второй в детстве добросовестно учился в музыкальной школе, но с ее окончания к инструменту не подходил. Можно ли понять, кто когда начал?

Типичная проблема поздно начавших - механический стук. По зачаткам выразительности и особым движениям руки, запястья и локтя я безошибочно опознаю учеников, прошедших музыкальную школу в детстве. Стук может быть и у них, но полученное в детстве не пропьешь. Под катом учимся выразительности, плетём кружево

Кантилена - распевность - одна из сторон выразительности.

Акустически в выразительной игре с кантиленой звуки не живут каждый сам по себе; один звук перетекает в другой и более того - предчувствуется, ожидается третий. Происходит правильная фразировка мелодии.

Технически фразировка является особым навыком распределения веса. Веса всей руки и каждого пальца в зависимости от строения фразы, расстановки сильных и слабых долей.


Распределение веса в игре на фортепиано не является простым механическим усилием; оно завязано на  пропевание каждой фразы голосом вслух. Необходимость заниматься с преподавателем, а не в своем углу, в этом вопросе не обсуждается. Под чутким преподавательским контролем ваше пение голосом (пусть фальшивое) рождает рефлексы в движении руки и пальцев. Вы точно знаете, куда идет фраза, ради какой именно главной ноты каждая фраза существует; вы стремитесь к главной ноте.

Если играя, внутри - поете, услышим выразительную игру, кантилену. Пусть неуклюжую, но хотя бы элементы.

Если главное - сыграть все ноты в правильном порядке без ошибок и запинок, мы услышим деревянный стук идущих рядами звуков.

Преподавательская практика и опыт показывают: для занимающихся самостоятельно взрослых в приоритете именно вторая задача ("не до жиру, быть бы живу"). Поэтому пора начинать учить правую руку "плести кружево". Левой руке отдаем 20 процентов мозга; правой - 80.


Это не значт, что левая рука знимается ерундой, пока правая учится плести "кружево". Левая рука тоже приобретает навык правильного аккомпанирования. Из начальной стадии "ум-ца-ца" при надлежащем старании возможно вывести левую руку на новый уровень: научить ее создавать максимально гладкую ткань, на фоне которой выступает рельеф правой руки с кантиленой.


Mатериал для "плетения" : красивые медленные пьесы с легкой левой рукой в виде повторяющихся однотипных аккордов; знаменитые, запоминающиеся, с большим потенциалом в плане мотивации. Все без исключения пьесы можно (и даже нужно) играть по-настоящему медленно; намного медленнее, чем я играю на видео.

______________________

Дмитрий Шостакович — «Тихий час» (Сарабанда).

Очень красивая медленная пьеса для фортепиано с легкой левой рукой, стилизация из балетной сюиты «Хореографические миниатюры». Редкие несложные ноты для фортепиано Шостаковича идеально подойдут детям и взрослым среднего уровня
- для работы над навыком деликатного звука и нюансировки,
- для проработки украшений (группетто) и расслабить кисть на этих самых украшениях.


________________________

Адольф Скултэ - Ариетта.

Латышкий композитор ХХ века много писал для юных пианистов. В моем детстве Ариетта была звездой репертуара российских музыкальных школ; я играла ее в 11 лет, это поздно. Во Франции ее вообще не знают, и зря. У Ариетты - широкий спектр поражения, и вот почему.

В русских школах Ариетту давали в двух противоположных случаях.

- маленьким 8-9 летним детям, подающим надежды, на конкурсы блеснуть, и вообще на вырост (это значит, уровень пьесы выше, чем есть возможность). В интернете выложены массы Ариетт в исполнении талантливых детей.
- старшим детям, представляющим тяжелые случаи подросткового тунеядства - из-за легкой левой руки. Я относилась в то время к данной категории.






Скултэ - Ариетта Ноты PDF


Главный этап работы над такими пьесами, архиважнейший я бы сказала: пение голосом мелодии с сопровождением левой руки. Работа над этим - совместно с преподавателем.


Ариетту принято исполнять в довольно резвом, я бы сказала, темпе - несмотря на указания медленного темпа.

Но медленный темп будет намного выигрышнее, если вы лишь недавно работаете над фразировкой и выразительностью. Медленный темп пожалуй даже будет залогом успеха для взрослых учащихся.


___________________________________

Микаэл Таривердиев - Воспоминание.

По понятным причинам, пьеса с самым высоким уровнем мотивации для русскоязычных. В полном виде предназначена для среднего и крепкого уровней, по причине сложности текста второй и третьей страниц. Для информации: мне пришлось делать 5 дублей, это очень много.

Первая страница (главная тема) и часть второй вполне возможны для начинающих.

Дополнительные к выразительности технические задачи для правой руки:
- перекидывание в нижний регистр
- многоголосие в кульминации

Дополнительные задачи для левой:
- "гладкость" аккордов, ровный звук - калибровка веса и амплитуды движений левой руки;
- нерегулярность метра!! даже у меня были ляпы.





Таривердиев - Воспоминание - ноты PDF





________________________

Шопен - Прелюдия ми-минор.

Прелюдию даю здесь как пример скрепя сердце : ее безбожно заюзали и заиграли до дыр, причем самым безобразным образом, кто ни попадя, пользуясь ее беззащитностью и "легкой" (как кажется непрофессионалам) доступностью. Неважно, что руки плоские, а сами на первом году обучения - зато Шопен, и всего одна страница!

Без контроля умного препода в Шопене любом делать нечего. Тем более, что умный препод на первом-втором году это и не даст в большинстве случаев. Зато тот, кто "любой каприз за ваши деньги" - с радостью вам ее всучит.

В прелюдии удобнейшая левая рука и легчайшая правая. Только без выразительности мелодия правой и аккорды левой превращаются в унылый стук. Дальше больше : по законам музыкальной формы в третьей четверти прелюдии наступает кульминация - сложные 6 тактов, ради которых эта прелюдия собственно и написана.


Эти такты - лакмусовая бумажка. Если в первой части прелюдии еще можно запудрить слушателям мозгио, то по качеству игры кульминации можно сразу определить, взята прелюдия по уровню или самонадеянно. Поэтому только с умным преподавателем, если цель - играть Шопена как надо, а не ноты друг за другом и галочку поставить.



СКАЧАТЬ НОТЫ Шопен - Прелюдия





________________________

Романс — «Запретные игры» (1952), обработка Нарсисо Йепес.

Медленная грустная пьеса для фортепиано и несложные ноты. Известная красивая мелодия принадлежит неизвестному автору.
Техническая задача в правой руке : игра большого арпеджио ("гитарный перебор") с выделением мелодии 5-4 пальцами - это отличный материал для работы, заменяющий этюды. Bоспринимаем как этюд для фортепиано с человеческим лицом, готовящий к подобным текстам в более серьезной музыке.






________________________

Как же быть, если навыков для предыдущих пьес еще нет, ведь на 1-м и 2-м году тоже хочется играть красивое? -


Уильям Гиллок - Сарабанда

Наследние прекрасного американского композитора У.Гиллока, чьи пьесы Фиеста и Фламенко я уже показывала в блоге, — это мастерски сочиненная музыка для юношества, и соответственно взрослым начинающим неистово рекомендую, играйте пьесы Гиллока!
Категории :
— Красивое медленное произведение для фортепиано с легкой левой рукой, и что там говорить, правой тоже. В этой же категории я уже рассказывала о Вальсе Паппа, но Сарабанда на порядок выше уровнем и содержательностью.
— «Взрослая» композиторская пьеса для перехода к «серьезной» музыке, которую можно достойно сыграть в обществе и перед публикой.


__________________________

Эрик Сати - Гносьенна Но 1.

Знаменитая пьеса, близкая к стилю минимализма, заигранная до дыр - но здесь это не так страшно.

Пациенты : с конца первого года. Для особо добросовестных с середины.




Эти ноты, c техническими пояснениями к ним и занимательными рассказами о буднях учителя музыки вы найдете в моем сборнике "Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для "заржавевших" пианистов" (изд. "Феникс", 2020).




Все вышеописанное относится к тому, что мы в музыкальной науке называем музыкой гомофонного склада. Слова гомофонный не боимся: в переводе с греческого оно означает всего лишь, что в пьесе имеется один главный "индивидуальный" голос (чаще доверенный правой руке) и сопровождение в виде общих форм музыкального движения (аккорды, арпеджио).


В противоположном ей пласте - полифонической музыке - все происходит сложнее, нужны более навороченные навыки; но навык кантилены, наработанный в начальные годы, очень пригодится позже в полифонии, где он один из важнейших.



Блог "Что Играть?" - фортепиано для взрослых, ноты, видео, разборы
я создала для тех, кто пытается сочетать взрослую жизнь и фортепиано - он мне позволяет добавлять разборы пьес по отдельности, а потом обобщать их в рубрики.


МОИ УРОКИ ФОРТЕПИАНО ПО СКАЙПУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Kто привык к Вконтактугруппa "Фортепиано взрослым"

Кто привык к Фейсбуку — страница Masha Sharova Piano; здесь собирается все из ЖЖ и Вордпресса + нотный магазин в рубрике "Меню".


Мои соцсети :

Свежие записи ЖЖ Блог ЧТО ИГРАТЬ? Я в ФейсбукеМои ВИДЕО ВКОНТАКТЕ Фортепиано для взрослых ИНСТАГРАМ




Tags: #piano, #ноты, #фортепиано, #фортепианодлявзрослых, soundtrack, youtube, ноты, полезно и важно, работа, фортепиано, фортепиано для взрослых
Subscribe

Posts from This Journal “soundtrack” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “soundtrack” Tag