Masha Sharova (farbys) wrote,
Masha Sharova
farbys

Category:

Коварный Бах на выносливость. Бонус: упражнения для техники

В воскресенье моя Клара, 13 лет, играет на одном из парижских фортепианных конкурсов. Благодаря нашей с ней работе у меня появились редкие технические видео, которыми хочу поделитьсякак когда-то хотела бы, чтобы ими поделились со мной.

Мало найдется пьес, сопоставимых по коварству с Прелюдией до-минор Баха из цикла "Маленьких прелюдий". Это одна из редких виртуозных пьес, технически доступная детям от 8-9 лет и вообще среднему уровню фортепиано. Прелюдия полностью построена на технике арпеджио, поэтому разбор занимает мало времени, вложить в руки ребенку тоже дело не хитрое.

Однако за невинным внешним обликом и легчайшим разбором скрывается звериный оскал, изнуряющее испытание на выносливость. Именно поэтому Прелюдия постоянно фигурирует в программах различных детских конкурсов в категории "Виртуоз"; во время исполнения (в любом темпе, необязательно в быстром) ребенок демонстрирует свою концетрацию, способность сохранять фокус и оставаться сосредоточенным на длинной дистанции. Ни секунды отдыха, изнуряющее "вечное движение", и наконец главная музыкальная опасность: отсутствие нюансов и фразировки превратят эту красивую пьесу в монотонный набор звуков.

7 лет назад с этой Прелюдией выступала на том же конкурсе другая моя ученица Солен, талантливая девочка; тогда она прошла в финал и получила 2-ую медаль. Сейчас Солен уже большая, ей 20, а вот ее выступление тогда на конкурсе уже в международном финале.




Скачать: https://russkayapianistka.files.wordpress.com/2018/03/bach-prelude-do-mineur.pdf



С Кларой Прелюдию разобрали уже давно, и сейчас за две недели до конкурса мы проверочно возвращаемся к самым нужным упражнениям.

1. Игра без метронома с любого места, а вообще у меня есть игра на эту тему. Клара закрывает глаза и пльцем тычет в ноты вслепую. На какой такт попадет - с него и должна начать. А лучше даже не такт, а та нота, на которую попал палец. Умение начать с любого такта - залог успеха не только данной Прелюдии, но любой пьесы.

Пианинщики мои взрослые любят "начать сначала". Как где ошибутся, так сразу "je recommence!", я снова начну. Отучаю их от этого по мере возможности; с детьми - категорически запрещаю; должен начать там, где сбился, а лучше сразу после. Никогда не начинайте сначала, если сбились! Всегда только с данного места, которое надо потом проучить отдельно.


2. Игра с метрономом, дает потрясающие результаты в быстрых пьесах, где текст сплошным потоком, несмотря на мерзкий звук и надоедливость. Метроном нам не враг, а назойливый друг, наша страховка. Здесь сразу видны и сложные места - сбилась, не смогла продолжить, плохо.




3. Игра наизусть в очень медленном темпе - лакмусовая бумажка работы с памятью. Это главный индикатор нашего знания пьесы. Хотите проверить, насколько вы знаете пьесу наизусть, готова ли пьеса к концерту? Сыграйте ее в ОЧЕНЬ медленном темпе - учили нас в музыкальной школе. И вы сразу увидите, насколько это сложно и неудобно, потому что есть такая штука как "память пальцев".

По ходу дела пальцы начинают сами запоминать, и как результат происходит страшное - отключается голова, расслабляется, отдает контроль пальцам. Почему этого ни в коем случае нельзя допустить? - потому что пальцы сами по себе глупы, в них нет мозга. Случись что, не туда дернулся палец — а голова-то уже привыкла не следить, и вся наша работа посыпется прахом.
Клара постоянно срывается на быстрый темп:





4. Упражнения смены ритма внутри групп восьмых/шестнадцатых. Для чего?
— артикуляция, регулярность движения пальцев
— координация рук
— как в предыдущем пункте, отключение "пальцевой памяти" и подключение головы за счет новых необычных групп нот и необычного звучания. Голове приходится работать, высчитывать, проверять звенья.


  • Ритмические группы из 4-х нот с остановкой на первой, сильной доле - самый легкий вид смены ритма:


  • Ритмические группы из 4-х нот с остановкой на четвертой шестнадцатой - уже сложнее голове, слышим чуждую музыку, не совпадающую с тем, к чему привыкли:


  • Ритмические группы с остановкой на второй шестнадцатой - уже конкретно сложно, звуковой облик сильно менятется:



Наконец, остановку на третьей шестнадцатой мы даже не пробовали, настолько сложно - пьесу не узнать, теряются все ориентиры.

Смысл упражнений смены ритма в виртуозных пьесах - размыть ориентиры, заставить мозг отвыкнуть от "замыленного" звучания, а пальцы - работать с новыми комбинациями.


"Мягко стелет - жестко спать" или "Легко в учении - тяжело в бою" — такими девизами можно охарактеризовать Прелюдию. Тем, кто хочет продвинуться в технике и перейти на качественно новый уровень, нужно в обязательном порядке включать Прелюдию в репертуар.

Пианинщики среднего и продвинутого уровней, вы занимаетесь уже долго и желаете проверить, а умеете ли вы на самом деле играть? - в работе над Прелюдией до-минор вы узнаете о своих навыках много интересного :).


МОИ УРОКИ ФОРТЕПИАНО ПО СКАЙПУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

НОТЫ по видео/аудио с готовых каверов — как заказать?

Kто привык к Вконтактугруппa "Фортепиано взрослым"

Кто привык к Фейсбуку — страница Masha Sharova Piano; здесь собирается все из ЖЖ и Вордпресса + нотный магазин.

Tags: pianoblog, youtube, дети, конкурсы, ноты, полезно и важно, работа, события-концерты, фортепиано, что играть
Subscribe

Posts from This Journal “работа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments