Masha Sharova (farbys) wrote,
Masha Sharova
farbys

Categories:

Чему учит общеобразовательная школа во Франции?

Это размышления одного французского родителя о недостатках системы школьного образования во Франции.
Только что пришла с работы. На уроки ко мне детей приводят родители, с которыми мы любим поговорить обо всем, съедая несколько минут урока. Последняя мама с дочкой, ходящей во второй класс школы, опоздала и прибежала уставшая и запыхавшаяся. Mама-француженка, к слову, часто бывающая у своих друзей в российской провинции. 


Прямо с порога пытается объяснить: "Извините, Маша, очень много работы сейчас. Не знаю, что делать, но что-то плохое во Франции происходит. Я больше не могу от этой страны, от того, чем они занимаются в школе.... Куда мы катимся?" - и этот вопрос так странен, необычен. "Куда катится школа?" - звучит точно как в России, только по французски. Я сначала удивилась, так обычно говорят о плохих "черных" школах, где основной контингент - неблагополучный, как тут говорят, "критический социальный случай". Но в наших окрестностях таких нет. Проблема в самой учебе, где, как сказала мама, умным, интеллигентным родителям все с детьми приходится переучивать и как бы заставлять детей работать по двойному стандарту - "как требуют в школе", для оценок, и как правильно - дома. Девочка - первая в классе. НО -
"Сегодня мы делали уроки по математике - продолжает мама. Когда я училась в школе, чтобы выполнить сложение, нас учили СКЛАДЫВАТь, на бумаге или в уме. Понимать, что, например, чтобы сложить 8+7, надо понять, сколько от 8 остается до 10 (2), и потом добавить остаток (5)". - Я делаю круглые глаза и улыбаюсь, а как же иначе, это же всем известно! 

"Детям, у которых нет родителей с высшим образованием, это неизвестно. Сейчас детей учат сложению, заставляя их ЗАПОМИНАТь НАИЗУСТь. Этого требует программа министерства образования Франции - во всех школах от детей на уроках математики требуют выучивать сложение НАИЗУСТь." Наверняка, многие из вас скажут "ну и что", потому что невозможно за одну секунду понять дикую тупость этого метода, настолько он нелеп и абсурден, что у многих нас, имеющих счастье быть правильно обученными, даже мысли не может возникнуть, что такое возможно. Пока я осмысливала, мама поняла, что мне тоже без полбутылки не понятны ее эмоции. "Понимаете, они учат наизусть, что 8+7=15, не понимая почему, то есть - НЕ УМЕЯ складывать. Если однажды они это забудут - они останутся нисчем, не смогут сами ничего". Я наконец начинаю понимать: как может маленький ребенок запомнить столько информации наизусть, ненужной, бесполезной, которую он забудет и останется беспомощен, когда так просто - не загружать мозг, а научить КАК складывать. 

"Та же ситуация с орфографией: дети больше не учат ПРАВИЛА (это же так медленно!), а учат наизусть, как пишутся СЛОВА. И какие в них надо поставить буквы - тоже наизусть. Конечно, это "наизусть" дает результаты, но неверно в корне и ничего не даст большего. А ведь те качества мышления, которые развиваются математикой, очень пригодятся во многих сферах жизни, если основаны на правильном методе, на понимании "почему так", а не просто "я сказал, что это так, и все тут".

Мама не раз ходила в школу поговорить с педагогами. Некоторые дети умеют правильно складывать, благодаря родителям, но в школе им этого не разрешают - "Учителя говорят, что складывать таким методом, то есть считать самому в уме по-настоящему - СЛИШКОМ МЕДЛЕННО, тогда как с них требуют, чтобы дети складывали быстро. Чтобы было быстро - учат наизусть. Забывая, что то, что быстро влетело - также быстро вылетит".
Мама продолжает: "Детей заставляют мерять длину с помощью (!!!!!) - разноцветных ленточек. Когда ребенок отвечает на вопрос, какая длина, он должен сказать, например: "две ленточки". Пользоваться линейкой во втором классе (7-8 лет) - ЗАПРЕЩЕНО".

"Знаете ли вы, как объясняют детям деление? Деление учат выполнять с помощью огромной цепочки вычитаний. То есть, 30:3 = 30 - 3 - 3 - 3 - 3 - 3 - 3 - 3 - 3 и т.д. А потом считают, сколько этих самых 3. Этим они занимаются весь урок". 
-"Но ведь сами учителя, люди с высшим образованием, неужели сами не знают, как выполнить деление, и складывают наизусть??" - такого быть не может.
- "Сами учителя все знают и умеют, так как сами детьми выросли "на репетиторах" - говорит мама. И есть среди них смельчаки, которые отказываются так учить, и работают правильно. Но их очень мало, и они сильно рискуют. Если даже они будут правильно учить делению, (что чтобы разделить 36 на 3, нужно отделить 6 от 30-ти и вспомнить умножение, сколько раз 3 есть в 30-ти и сколько раз в 6-ти) - это будет медленно, не будет соответствовать программе министерства, и если люди оттуда придут с контролем, такой смелый педагог просто получит по башке".  

У мамы болит сердце за дочь - вот уже второй год она пытается ей объяснить, почему она, как и многие ее сверстники во Франции, живет "двойной" жизнью - в школе и с репетиторами/родителями. 
- "Как объяснить ребенку, что в школе нужно делать как говорят (чтобы не подвергать сомнению авторитет педагога в глазах ребенка), но на самом деле потихонечку делать по-другому!? Нам с вами повезло, что у нас есть хорошее, правильное образование. А ей повезло с мамой, которая и научит тому, чему должна учить школа. Ну или заплатит за репетиторов, так как благодаря хорошему образованию и правильно поставленному мышлению имеет хорошую работу." 
- "А частные школы! - хватаюсь я за соломинку, - Уж они-то..., уж если туда-то...."
- "У большинства частных школ - контракт с государством. То есть они обязаны проходить примерно ту же программу. Есть школы "вне контракта", но они безумно дорогие, ну и можно нарваться на несерьёзные. Детям остаются только их родители. Чтобы ребенок состоялся в жизни, ему нужно иметь таких родителей - образованных и/или с деньгами. Остальные могут остаться "за бортом". Поэтому многие родители нанимают дорогих университетских репетиторов не от хорошей жизни, и не от скудоумия ребенка, - а чтобы научить его МЫСЛИТь, думать, спрашивать "почему?" и искать ответ. Таким образом, жесткое социальное расслоение - бич французской школы (начиная с колледжа, 10 лет) - усиливается этим "культурным неравенством" родителей".

Так мы проговорили пол-урока, пока довольная девочка, радуясь, что о ней на время забыли, наигрывала свои песенки :) Я вдруг поняла, что встречаю подобные "элементы" беспомощного мышления и в своей работе, о чем рассказала маме. Происходит это, когда новый ученик переходит ко мне от другого преподавателя, или уйдя из муниципальной муз.школы. Ребенок занимается уже два или три года, например. Сходу он хорошо и быстро играет выученную и непрерывно дома повторяемую пьеску - да еще и Баха! Я радуюсь - какой хороший ученик мне достался! А когда я прошу проиграть то же самое медленно - начинается ступор. Потому что, чтобы играть медленно, пустой моторики "наизусть" недостаточно; нужно знать - "почему" и "как". Нужно уметь - ЧИТАТь ноты как книгу. 
Прошу найти и показать в нотах такты, которые он только что сыграл - ступор.  
Прошу сказать как называются нотки, которые он только что сыграл так блестяще - ступор.
Спрашиваю, "почему начинаешь играть громко/тихо?" - "Месье Х. сказал так начинать"
-"Почему эту нотку ты держишь дольше, чем остальные?" - "Мадам У. так сказала". 
-"Почему здесь ты играешь отрывисто?" - "Он сказал, что здесь нужно играть отрывисто".
-"Ты играешь плоскими пальцами, ручка как тряпочка висит. Твой учитель говорил, что пальчики надо округлить?" - "Ну, ИНОГДА"
Родителям: "Ваша девочка играет самого Баха, но руки не поставлены и она не понимает, что написано в нотах..., не может ответить на элементарные вопросы..." - Родители в ответ: "Ой, она у нас такая артистка, а сольфеджио - это просто не ее"......... 
-"А как же она выучила эту непростую пьесу?" - "Учительница ей показывала сама руками на фортепиано и просила за ней повторять и запоминать как можно быстрее наизусть...". 


Не знаю, могут ли немузыканты представить, насколько дико и абсурдно слышать подобное от взрослых людей. Жалко ребенка, жалко родителей, в музыке не понимающих, отдавших за это деньги, жалко себя, которой придется все начинать с нуля. А переделывать уже однажды наработанное неправильно - гораздо сложнее, чем научить нормально. Родителям говорю правду, а что делать, что из ребенка вырастили "попугая", у которого в активе умение повторять наизусть, и полностью отсутствуют навыки разбора. Он никогда не сможет самостоятельно разобрать понравившуюся ему музыку, ему всегда будет нужен рядом ассистент. Моя задача - сделать так, чтобы ребенку больше не нужен был "поводырь",  чтобы играть и узнавать новое. Разумеется, не говорю родителям то, что вертится на языке. А именно, если они и дальше будут поддерживать такой тип мышления - "не получается, ну так значит это и не наше, а можно просто наизусть, и все" - то в жизни как бы много чего может быть не ее.

Не желая мести всех под одну гребенку, замечу, что такое отношение к внеклассным занятиям родителей и детей - в общем-то показательное для Франции. За детьми должны стоять родители, а они - не всегда стоят, отдавая руль школе. Год походили на музыку, ну да, сложно, "не наше", "надо заниматься на неделе", год походили на фехтование, год на дзюдо, год на рисование. В детях не воспитывается любознательность, желание узнать. А слово "наизусть" у меня уже давно почти матерное. Запещаю детям на первых порах играть наизусть :) 
Напоследок моя собеседница-мама ученицы сказала: "Я знаю, что у вас в России очень хорошая образовательная система, и детей учат правильно. Но и мои друзья тоже занимаются с ними сами, хотя, возможно, в России учат мыслить больше, чем у нас." Не знаю.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments