Masha Sharova (farbys) wrote,
Masha Sharova
farbys

Categories:

"Осенняя соната" Бергмана

Бергман - поэт самоизоляции. Его персонажи живут на добровольном карантине. До прошлой недели я ни одного фильма Бергмана не видела, и начала сразу с полного фиаско.

У меня есть здесь подруга, еще по консерватории, с которой мы тогда даже не знали друг друга, а сейчас задружились. Она пианистка, начитанная, насмотренная, с большим интеллектуальным багажом. Общаюсь с ней с удовольствием и жалею, что не могу поддержать разговор иногда. В начале карантина созвонились, она довольная лежит на диване и смотрит фильмы Бергмана. Рассказала мне, что Бергман - ее любимый режиссер, новатор, сыпала деталями, которые ей нравятся. Я ей призналась, что не видела ничего, она сказала, что стоит посмотреть.

Я предложила мужу - как мы пересмотрели все фильмы про Джеймса Бонда, сделаем марафон по Бергману.
Муж уже видел несколько фильмов Бергмана и отказался. Зачем тебе, говорит, фильмы Бергмана, ты же не смогла смотреть Тарковского? На что я сказала, что Зеркало, Рублева и Ностальгию я действительно не смогла, но Солярис и Сталкер я люблю.

Погуглила, какой фильм Бергмана самая вершина и самый скачиваемый, было написано - "Персона". Я скачала. Случайно где-то внизу списка увидела название "Осенняя соната", подумала, что про музыку и тоже скачала.

Уже с первых кадров "Персоны" я поняла, что brace yourself, будет тяжело, но дала себе слово не перематывать. Общий сюжет: две женщины проводят время в самоизоляции, одна ухаживает за другой и делится с ней чувствами и событиями из своей жизни. Стиль напомнил Дэвида Линча, когда все непонятно и гротескно. Отдельные монологи интересно слушать, но в целом я мало поняла, в конце было совсем тяжко.

Пошла в Википедию, чтобы понять, а там написано: этот фильм единодушно признан лучшим в творчестве Бергмана, вершина, один из шедевров мировой классики. Мне поэтому кажется, что вот такие фильмы - это как балет или классическая музыка; если с юных лет не привить их смотреть и слушать, потом уже все потеряно, не увидишь смысла в этом, будет как об стенку горох.

С большим опасением я приступила к "Осенней сонате". И это было как откровение. Это было почти про меня, я поняла все, я увидела себя на экране. К музыке фильм не имеет отношения.

Сюжет: скромная женщина средних лет с мужем и с сестрой-инвалидом тихо живут в самоизоляции в глухом месте. После многолетнего отсутствия навестить дочерей приезжает мать - яркая известная пианистка, жившая всю жизнь музыкой, зрителями, турне. Фильм построен на диалоге дочери с мамой, в котором все тщательно скрываемые детские порывы и страдания дочери от холодности матери в детстве доводятся до апогея.

Кульминация фильма - потрясающий 10-минутный монолог дочери (актриса Лив Ульман), который я смотрела в оцепенении со слезами. Мои собственные отношения с мамой казалось бы не имеют ничего общего, там не было холодности, мама меня как раз любила, но наоборот, в гипертрофированной форме. А вылилось это во многом в те же чувства, о которых кричит на разрыв аорты в фильме дочь, уже взрослая женщина средних лет. Более того, подобный диалог у нас с мамой уже был, со слезами и взаимными обвинениями и просьбами прощения.

Девушки и парни, страдающие от конфликтов или непростых отношений с родителями (а у кого они простые?), посмотрите "Сонату", не проходите мимо. Вы испытаете своего рода катарсис, желание понять или простить тех, кто не сумел по другому. Вот я пишу это, а снова слезы на глазаx, хотя фильм неделю назад смотрела.




Оттуда же оказалась известная цитата-мем

Tags: что смотреть
Subscribe

Posts from This Journal “что смотреть” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments